Вверх страницы
Вниз страницы

Англия: век хаоса

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Англия: век хаоса » Life of the Century » Европейский костюм 12-13 веков


Европейский костюм 12-13 веков

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Любители западноевропейского фэнтези хорошо знакомы со средневековьем, однако сфера их интересов чаще всего ограничивается оружием, легендами и чудовищами. Вопросы об одежде тех времен решаются скорее интуитивно, чем исторически. Между тем, неправильный средневековый гардероб — это примерно же самое, что и рыцари Камелота верхом на боевых слонах. Романтики и сказки в старинной одежде нет даже в помине.

В европейском костюме, сшитом до 13 века, пуговиц не было. Они стали появляться в 13—14 веке и сперва употреблялись преимущественно в мужской одежде. Ранее использовались заколки, завязки и шнурки.

Корсажей (лифов) в средневековье не было. Единственное исключение составляли фламандские работницы 15 века — они использовали поддержку для груди, чтобы та не обнажилась от слишком резких движений руками.
Мы рекомендуем помнить о таких полезных и добавляющих больше антуражности аксессуарах, как четки, чернильницы, фамильные перстни, семейные реликвии, гербы, кинжалы, кошельки, молитвенники, гребни и т. д.

Основные черты костюма:
Многослойность (даже у крестьян это 2 слоя одежды – верхняя и нижняя рубашки, у знати это число возрастает);
Отличия в качестве тканей и пышности отделки, в зависимости от сословной принадлежности;
Обязательное наличие поясов и головных уборов.
Основные составляющие части костюма: нижнее белье, повседневная одежда и верхняя одежда (сюда относятся и головные уборы, без которых появляться на улице было неприлично). Они разнятся в зависимости от пола и социальной принадлежности.

Крой одежды – практически не развит.
Широко проповедуется аскетизм. Религия – основа общества.Она диктует и моду. Фигуры непропорциональны и бестелесны. Идеал женской красоты – образ богоматери – образ женщины с длинными волосами и стройной фигурой.. Образ рыцаря – смелый, сильный воин. С широкими плечами и волевым мечом.
Появляются шелковые ткани, бархат и эластичное сукно.Становятся более разнообразными орнаменты. Широко используют мех для отделки.
Верхняя одежда как и мужчин так и женщин – узкое блио с боковыми разрезами и длинными рукавами. Мужской костюм: нижние детали – брэ, шоссы и рубашка; верхние – пелиссон и блио, плащ (у путешественника), обувь и головной убор.

Брэ – аналог, простите,современных трусов. Шьется из льна, хлопка, в общем натуральные ткани белого цвета.На талии подвязываются поясом,куда крепят кошелек, ключи и проч.

Шоссы -аналог современных чулок. Шились из 2-3 частей -часть типа «носок» и часть типа «гетра». Цвет – зеленый, синий, черный,желтый, темно-бордовый или красный(для зажиточных). Обратите внимание, что цвета приглушенные, неяркие.

Рубашка – здесь все просто. Скроена по Т-силуэту по принципу туники. Доходит до середины икры и закрывает прекрасные брэ и шоссы. Шьется с длинными, стягивающимися на запястьях, рукавами. В зависимости от степени «знатности» украшается вышивкой, тесьмой,

Верхняя мужская одежда.

Пелиссон– это одежда, простите, «предмет роскоши»,  надеваемый между нижней рубашкой и блио, типа удлиненного «жилета», чаще – трехслойный. Она одевалась преимущественно для тепла в холодное время года.

Блио  – накладная верхняя одежда из шерстяной или шелковой ткани с заниженной отрезной линией талии. Надевается через голову за счет глубокого выреза. Длина варьируется от колена до щиколотки. Разрезы спереди и сзади.

Котт – верхнее платье, чуть ниже колен. Предпочтительно ярко окрашенные ткани – зеленые, синие, красные. Возникает вопрос - чем принципиально она отличается от блио? В 12 веке – длинна не ниже колена. Имеется шнуровка на рукавах(от локтя до запястья). Обязательно цельнокроеное. Линия талии на месте(у блио занижена).

Сюркотт (сюрко) – «поверх котты» - носится в качестве парадной и выходной, а также церемониальной одежды. Одновременно служит и военным платьем. Это – верхняя одежда (собственно смотри название) в форме туники без рукавов, с круглым вырезом, доходит до колена. По покрою и объему сюрко похоже на на котт, но за счет боковых клиньев имеет больший объем. Если одеваем сюрко на парад или на коронацию, то подпоясываемся.

Женский костюм.

Разные формы рукавов, шнуровок и отделки делали женский костюм этой эпохи достаточно разнообразным. Поэтому приведем описание основных его элементов.
Итак, женский костюм состоял из шосс, нижней рубахи (шемиз), нижнего платья (шенс), пелиссона и верхнего платья (блио). Блио может отсутствовать в одежде лишь в домашней, интимной обстановке или в случае крайней бедности.

1. Шоссы. По сравнению с мужскими шоссами, у женщин шоссы были короткими - до уровня колен, где они и закреплялись подвязкой (плетеные шнурки или узкие полосы ткани). Ими просто опоясывали лодыжку под коленом так, чтобы чулок держался.
Кроились они по таким же принципам, что и мужские. Шоссы зажиточной крестьянки и королевы отличались разве что качеством материала исложностью технологии изготовления.

2.Нижняя рубаха, похожа на сорочку - шемиз.  Длина – от трех ладоней до щиколотки и ниже. С длинным узким рукавом и расклешенным силуэтом . Её вообще не должно быть видно, поэтому – это не обязательная часть костюма, хотя …
"Из полотняной ткани или из шелкового крепа, дамская рубашка была обязательно ослепительно белая и так же, как мужская, вышита по горловине, рукавам и по внутреннему краю частей, выступавших из платья или блио."

3. Нижнее платье – шенс. - похоже на мужское. С длинными рукавами. Учтите, что из-под блио могли виднеться следующие части шенса - горловина, рукава и подол. Цветовая палитра – в принципе не ограничена. Шенс знатной дамы шился из тонкого полотна или шелка.

3. Пелиссон. Как и мужской, только подлиннее и разнообразнее в отделке.

4 Верхнее платье – блио. Длина – до пола. С боковой шнуровкой. Может быть как с рукавами, так и без них. Непременным аксессуаром блио оставался очень длинный пояс — плетеный кожаный ремешок, витой шелковый или льняной шнур. Придавая изящество костюму, его искусно завязывали:первый оборот вокруг талии с узлом на пояснице, второй — на высоте бедер сузлом над нижней частью живота, а концы пояса обязательно должны были получиться одной длины и волочиться чуть ли не по земле.

По материалам http://vk.com/pages?oid=-22597055&p=Антураж_и_европейский_костюм_12-13_веков
http://www.mirf.ru/Articles/art1685.htm

0

2

Как и в древние времена, основным материалом для производства средневековой европейской одежды была шерсть, преимущественно овечья. Ее качество варьировалось в очень широких пределах и зависело, прежде всего, от породы овцы и того региона, где она содержалась. Английская шерсть считалась наилучшей, поскольку в этой стране преобладал холодный влажный климат, а сезоны выпаса были на удивление продолжительными.
Длинные белые волокна были гораздо лучше темных коротких, поскольку из них получалась более прочная нить, выдерживавшая сильную окраску. Цены на готовую шерстяную ткань также разнились — в зависимости от особенностей процесса ее изготовления, качества шерсти и цвета окраски.

Одно из наиболее распространенных заблуждений — якобы в средневековье люди поголовно одевались в тряпки мышиного цвета, и лишь самые богатые и знатные щеголяли всеми оттенками радуги. На самом деле цветная одежда была достаточно распространена даже среди простолюдинов. Другой вопрос в том, что стоила она заметно дороже некрашеной, а потому доставалась из сундуков лишь по особым поводам.

Самая дешевая ткань была шероховатой и неприятной на ощупь. Ее делали из низкопробной темной шести, часто подмешивая туда льняные или конопляные волокна. Ткани классом выше были более светлыми, легкими и «воздушными» — зачастую их волокна сплетались не прямой «рогожкой», а узорчато, например — «елочкой». Их также подвергали валке, то есть пропускали через специальное устройство, создававшее давление на ткань, смоченную мыльным или кислым раствором. В результате та становилась более мягкой, плотной, теплой и ровной. Самая дорогая ткань по своим качествам приближалась к шелку.

Готовую ткань дорогих «сортов» обрабатывали органическими красителями, что еще больше увеличивало ее стоимость. Например, листья вайды придавали ей синий цвет (от бледного до глубокого индиго), а в комбинации с другими травами — различные оттенки зеленого.
Одним из самых дорогих красителей был кермес (насекомое из группы травянистых тлей), живущий на дубах в южной Европе. Самки умерщвлялись при помощи уксусной кислоты, после чего их высушивали, перетирали, растворяли в воде и получали отличную краску пурпурного цвета.

Некоторые персонажи классического фэнтези испытывают слабость к кожаным одеждам и шкурам. Однако в средневековой Европе эти материалы ассоциировались с варварством, а поэтому использовались очень ограниченно и лишь в таких вещах, как перчатки, пояса, фартуки, ботинки и броня. Небольшие меховые вставки служили украшением одежды, а подшитая меховая изнанка утепляла ее. В дело обычно шли благородные меха с коротким густым ворсом — соболь, горностай или белка.

Люди с ограниченным достатком делали (или покупали) ткань и шили себе одежду сами. Зажиточные граждане поручали шитье портному, под свой индивидуальный размер. Если требовалась одежда представительского класса — с мехами и узорами — к работе подключались скорняки и вышивальщики.
Королевские семьи обычно содержали при дворе собственных портных — нередко по одному мастеру на каждого взрослого аристократа «голубых кровей». Это, впрочем, вовсе не значило, что благородные дамы не умели обращаться с иголкой. Они и вышивали, и плели кружевные тесемки — но лишь в рамках легкого «тюнинга» уже готовых изделий.

В фэнтези сложился стереотип, согласно которому герой может прийти в лавку (на рынок) и одеться там с ног до головы. На самом деле в средневековой Европе подобных магазинов не существовало, однако при желании готовую одежду все же можно было найти. Торговцы тканями предлагали своим клиентам различные аксессуары (перчатки, шляпки, носки, чулки, рубашки). У портных также иногда имелись изделия на продажу — те, за которые им не заплатили прежние клиенты. С нынешним магазинным многообразием это, конечно, сравниться не может. Для эпохи, когда товар почти всегда шел от изготовителя к конкретному покупателю, подобное положение дел было скорее исключением, чем правилом.

По материалам: http://www.mirf.ru/Articles/art1685.htm

0

3

Некоторые вспомогательные мелочи.
1. До середины 12 в. мужчины брились, коротко стиглись. С сер. 12 в. - длинные волосы, бороды. Но недолго, после введения горшковидных шлемов стали укорачивать волосы, спереди выстригая челку, сзади завивая. Женщины отпускали волосы, прямой пробор, две косы на плечах.
2. С 12 в. уже есть пуговицы - из кости, металла, кожи.
3. Шапки и шляпы не в моде. Худ - пока что принадлежность крестьянского и монашеского костюма.
4. Обувь: для езды верхом или дома, как вариант, пигаш - мягкая обувь из кожи с длинным носком, набитым конским волосом. На улице - деревянные башмаки. В городе состоятельные люди надевали поверх обычной обуви деревянную или просто привязывали деревянные «стукалки» из-за непроходимой грязи на улицах.
5. Ткани: хлопок шел как на рядовые ткани, так и на дорогие (моллекин). Дорогая ткань - льняной дамаск. На границе с 13 в. шелковая парча используется лишь для самых торжественных случаев, зажиточный горожанин, как и рыцарь, облачается в сукно, часто подбитое мехом. Сукно, обычно из Фландрии и Италии, используется для улицы, путешествия. Свободное развевание краев одежды исчезает, появляется, наоборот, обычай зашивать в полы рубах монеты, чтобы придать складкам неподвижность. Рубахи укорачиваются, рукава сужаются.
6. Одежда охотника, 12 в: котта, не доходящая до колен, с поясом, узкими рукавами, пелериной, застегнутой на груди. На ногах - наголенники, похожие на гетры, из простроченной кожи.

Немного условно и все же -наглядно:

http://imgdisk.ru/images/RCIDW.jpg

Материал: http://forum.sherwood-tavern.net

Дополнительные и наглядные примеры одежды.
1. Удлиненная котта.

http://imgdisk.ru/images/uHMkD.jpg

http://s6.hostingkartinok.com/uploads/images/2014/01/cae403cc830acc44427a7428076541f0.jpg

http://s5.hostingkartinok.com/uploads/images/2014/01/802e8e4afcaa6bafbfd952b3ad62074b.jpg

2. Одежда для рыцарей -нечто среднее между 1140-м и 1210 годами.

http://imgdisk.ru/images/8zKtB.jpg
http://imgdisk.ru/images/w2ah.jpg

Тамплиер:
http://imgdisk.ru/images/NvRa5.jpg

3. Пример мужских брэ

http://s5.hostingkartinok.com/uploads/images/2014/01/200ca66356d299f9518d78c4d48969e3.jpg

Подпись автора

При составлении завещания Его Светлость побил все рекорды жадности.(с)

http://imgdisk.ru/images/NYmPQ.gif

0


Вы здесь » Англия: век хаоса » Life of the Century » Европейский костюм 12-13 веков