Любители западноевропейского фэнтези хорошо знакомы со средневековьем, однако сфера их интересов чаще всего ограничивается оружием, легендами и чудовищами. Вопросы об одежде тех времен решаются скорее интуитивно, чем исторически. Между тем, неправильный средневековый гардероб — это примерно же самое, что и рыцари Камелота верхом на боевых слонах. Романтики и сказки в старинной одежде нет даже в помине.
В европейском костюме, сшитом до 13 века, пуговиц не было. Они стали появляться в 13—14 веке и сперва употреблялись преимущественно в мужской одежде. Ранее использовались заколки, завязки и шнурки.
Корсажей (лифов) в средневековье не было. Единственное исключение составляли фламандские работницы 15 века — они использовали поддержку для груди, чтобы та не обнажилась от слишком резких движений руками.
Мы рекомендуем помнить о таких полезных и добавляющих больше антуражности аксессуарах, как четки, чернильницы, фамильные перстни, семейные реликвии, гербы, кинжалы, кошельки, молитвенники, гребни и т. д.
Основные черты костюма:
Многослойность (даже у крестьян это 2 слоя одежды – верхняя и нижняя рубашки, у знати это число возрастает);
Отличия в качестве тканей и пышности отделки, в зависимости от сословной принадлежности;
Обязательное наличие поясов и головных уборов.
Основные составляющие части костюма: нижнее белье, повседневная одежда и верхняя одежда (сюда относятся и головные уборы, без которых появляться на улице было неприлично). Они разнятся в зависимости от пола и социальной принадлежности.
Крой одежды – практически не развит.
Широко проповедуется аскетизм. Религия – основа общества.Она диктует и моду. Фигуры непропорциональны и бестелесны. Идеал женской красоты – образ богоматери – образ женщины с длинными волосами и стройной фигурой.. Образ рыцаря – смелый, сильный воин. С широкими плечами и волевым мечом.
Появляются шелковые ткани, бархат и эластичное сукно.Становятся более разнообразными орнаменты. Широко используют мех для отделки.
Верхняя одежда как и мужчин так и женщин – узкое блио с боковыми разрезами и длинными рукавами. Мужской костюм: нижние детали – брэ, шоссы и рубашка; верхние – пелиссон и блио, плащ (у путешественника), обувь и головной убор.
Брэ – аналог, простите,современных трусов. Шьется из льна, хлопка, в общем натуральные ткани белого цвета.На талии подвязываются поясом,куда крепят кошелек, ключи и проч.
Шоссы -аналог современных чулок. Шились из 2-3 частей -часть типа «носок» и часть типа «гетра». Цвет – зеленый, синий, черный,желтый, темно-бордовый или красный(для зажиточных). Обратите внимание, что цвета приглушенные, неяркие.
Рубашка – здесь все просто. Скроена по Т-силуэту по принципу туники. Доходит до середины икры и закрывает прекрасные брэ и шоссы. Шьется с длинными, стягивающимися на запястьях, рукавами. В зависимости от степени «знатности» украшается вышивкой, тесьмой,
Верхняя мужская одежда.
Пелиссон– это одежда, простите, «предмет роскоши», надеваемый между нижней рубашкой и блио, типа удлиненного «жилета», чаще – трехслойный. Она одевалась преимущественно для тепла в холодное время года.
Блио – накладная верхняя одежда из шерстяной или шелковой ткани с заниженной отрезной линией талии. Надевается через голову за счет глубокого выреза. Длина варьируется от колена до щиколотки. Разрезы спереди и сзади.
Котт – верхнее платье, чуть ниже колен. Предпочтительно ярко окрашенные ткани – зеленые, синие, красные. Возникает вопрос - чем принципиально она отличается от блио? В 12 веке – длинна не ниже колена. Имеется шнуровка на рукавах(от локтя до запястья). Обязательно цельнокроеное. Линия талии на месте(у блио занижена).
Сюркотт (сюрко) – «поверх котты» - носится в качестве парадной и выходной, а также церемониальной одежды. Одновременно служит и военным платьем. Это – верхняя одежда (собственно смотри название) в форме туники без рукавов, с круглым вырезом, доходит до колена. По покрою и объему сюрко похоже на на котт, но за счет боковых клиньев имеет больший объем. Если одеваем сюрко на парад или на коронацию, то подпоясываемся.
Женский костюм.
Разные формы рукавов, шнуровок и отделки делали женский костюм этой эпохи достаточно разнообразным. Поэтому приведем описание основных его элементов.
Итак, женский костюм состоял из шосс, нижней рубахи (шемиз), нижнего платья (шенс), пелиссона и верхнего платья (блио). Блио может отсутствовать в одежде лишь в домашней, интимной обстановке или в случае крайней бедности.
1. Шоссы. По сравнению с мужскими шоссами, у женщин шоссы были короткими - до уровня колен, где они и закреплялись подвязкой (плетеные шнурки или узкие полосы ткани). Ими просто опоясывали лодыжку под коленом так, чтобы чулок держался.
Кроились они по таким же принципам, что и мужские. Шоссы зажиточной крестьянки и королевы отличались разве что качеством материала исложностью технологии изготовления.
2.Нижняя рубаха, похожа на сорочку - шемиз. Длина – от трех ладоней до щиколотки и ниже. С длинным узким рукавом и расклешенным силуэтом . Её вообще не должно быть видно, поэтому – это не обязательная часть костюма, хотя …
"Из полотняной ткани или из шелкового крепа, дамская рубашка была обязательно ослепительно белая и так же, как мужская, вышита по горловине, рукавам и по внутреннему краю частей, выступавших из платья или блио."
3. Нижнее платье – шенс. - похоже на мужское. С длинными рукавами. Учтите, что из-под блио могли виднеться следующие части шенса - горловина, рукава и подол. Цветовая палитра – в принципе не ограничена. Шенс знатной дамы шился из тонкого полотна или шелка.
3. Пелиссон. Как и мужской, только подлиннее и разнообразнее в отделке.
4 Верхнее платье – блио. Длина – до пола. С боковой шнуровкой. Может быть как с рукавами, так и без них. Непременным аксессуаром блио оставался очень длинный пояс — плетеный кожаный ремешок, витой шелковый или льняной шнур. Придавая изящество костюму, его искусно завязывали:первый оборот вокруг талии с узлом на пояснице, второй — на высоте бедер сузлом над нижней частью живота, а концы пояса обязательно должны были получиться одной длины и волочиться чуть ли не по земле.
По материалам http://vk.com/pages?oid=-22597055&p=Антураж_и_европейский_костюм_12-13_веков
http://www.mirf.ru/Articles/art1685.htm